Программа формирования
универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего
образования.
Возможности современных образовательных технологий:
технология развития критического мышления.
Учащиеся основной школы должны
научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения,
самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность, а учащиеся средней
школы — самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность от постановки цели до получения и оценки результата, в том числе
самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и
классификации объектов. Новое поколение стандартов уточняет основные ориентиры
современного образования: от
предметоцентрированной модели образования — к модели
вариативного личностноцентрированного образования.
Основным результатом обучения
становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых
уровней развития личности учащихся (компетентностей).
Разработчики ФГОС воплотили эти идеи в основных положениях
нового стандарта. В большей степени эта идея воплощена в программе формирования
УНИВЕСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Авторы стандарта говорят
о совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию
«научить учиться.
В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие
и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта.
В более узком
(собственно психологическом значении) «универсальные
учебные действия» - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих
его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность,
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса.
Связь универсальных учебных
действий с содержанием учебных предметов
должна быть осмыслена методическим объединением и внесены коррективы в методы
преподавания, способы мониторинга и оценки результатов в соответствии с
реализуемым УМК.
Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и
коммуникативных — в образовательном
процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов
организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных
действий.
В процессе обучения, кроме привычных
предметных учебных действий, формируются следующие блоки УУД:
· Личностные УУД
· Метапредметные УУД
· Познавательные УУД
· Коммуникативные УУД
· Регулятивные УУД
Типовые задачи
формирования личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий предлагаются в пособиях серии
«Стандарты второго поколения», а также в психолого-педагогической литературе
последних лет.
Важнейшим
инструментом формирования УУД могут и должны стать современные образовательные
технологии.
Современные образовательные технологии, такие как метод проектов, педагогические мастерские,
«Дебаты», исследовательские и дискуссионные технологии, Кейс-метод, технология
портфолио, построены на рефлексии, и в полной мере могут быть
отнесены к технологиям определенного характера, технологиям по «обучению
мышлению». Они различаются по
декларируемым задачам, по организации процесса обучения, одни в большей степени
направлены на развитие творческого мышления, другие – на развитие
коммуникативных способностей, но цели и конечный результат этих технологий
можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных умений,
направленных развитии способности к самообразованию, т.е. – на развитие
рефлексивных способностей. Технологии рефлексивного характера, целью которых
и конечным результатом является овладение субъектом способами самого
рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в
дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе
самостоятельных поисков и открытий.
Это технологии, которые мы определяем как метакогнитивные, рефлексивные, основанные на личностных механизмах
мышления: осознание, самокритика, самооценка и т.д., формирующие
интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной
деятельности технологии, формирующие культуру мышления, его
самостоятельность.
Данные технологии обучают
не только общим способам познания, но и вооружают ученика и учителя отдельными
приемами, механизмами, усиливающими рефлексивную деятельность.
Более подробно остановимся
на технологии, которая, с нашей точки зрения, может усиливать рефлексивные
механизмы, обучать рефлексии, технологически ее обеспечивать – технологию развития критического мышления.
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему
учиться самостоятельно.
И основной путь к самообразованию –
развитие критического рефлексивного мышления, обучение рефлексии, развитие
когнитивных и метакогнитивных умений высокого уровня.
Достоинство
технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим
подходам и технологиям , ориентированным на развитие ученика и учителя в ее
открытости, авторы технологии при ее создании опирались на современные методические
приемы, разработки, используемые другими технологиями и подходами –
дискуссионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма;
разнообразные методические приемы, развивающие интеллектуальные,
коммуникативные умения учащихся. Технология помогает ученику овладеть способами
работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением
задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает
овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию.
Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной
логике построения урока (занятия).
Концепция
стандартов второго поколения пополняет известную терминологию «знания»,
«умения», «навыки», «компетенции» (основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов
действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся
(компетентностей)) и предлагает новую версию формулировки общеучебных
(универсальных учебных) действий, которые закладываются в школе, действий, обеспечивающих способность учащегося к саморазвитию и
самосовершенствованию посредством
сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Учение
и практики ищут пути формирования вышеназванных умений. Технология развития критического
мышления – один из путей, способствующих их развитию.
Предлагаем вам
систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных
учебных действий (умений).
Умение систематизировать и анализировать информацию на всех
стадиях ее усвоения:
•
Кластеры.
•
Таблица
«Инсерт».
•
Прием
«Общее–уникальное».
•
Таблицы:
концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».
•
Стратегия
«Фишбон».
•
«Бортовой
журнал».
Умение
осознанного, «вдумчивого» чтения:
•
«Инсерт».
•
Дневники:
двухчастный и трехчастный.
•
Чтение
с остановками.
•
Стратегия
«Идеал».
•
Стратегии
работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
•
Таблица
«ПМИ» или «ПМ?».
•
Таблица
«Сравнение источников».
Умение
формулировать и решать проблемы:
•
Стратегия
«Фишбон».
•
Стратегия
«Идеал».
Умение
работать с понятиями:
•
Прием «Выглядит, как...
Звучит, как ...»
•
Синквейн.
•
«Концептуальное
колесо».
•
Денотатный
граф.
Умение вести аргументированную дискуссию:
•
Таблица
«перекрестной дискуссии».
Умение
интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать
рефлексивную оценку пройденного:
•
Синквейн.
•
Кластеры.
•
Эссе
и другие приемы рефлексивного письма.
•
Прием
«Общее–уникальное».
•
Сводная
таблица.
•
Рамка
•
Двухрядный
круглый стол.
Умения в
области само- и взаимооценки:
•
Лист
взаимооценки.
•
Парная
письменная взаимооценка.
•
Градация.
•
Совокупная
оценка.
Умение
планировать собственную учебную деятельность:
•
Таблица
«Верные-неверные утверждения».
•
Вопросы
«Верите ли вы?».
•
Кластеры.
•
Портфолио.
Коммуникативные
умения:
•
Приемы
парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная,
стратегии решения проблем и многие другие).
Этот
список можно было бы продолжить. Как вы видите, каждый прием, используемый в
технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на
развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике
«вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных
способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Муштавинская И.В., к.п.н.
|