Приветствие | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 06:02

Сайт учителя начальных классов Прохоровой Ольги Николаевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [3]

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Формирование УУД
08.10.2011, 17:38

Программа  формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Возможности современных образовательных технологий: технология развития критического мышления.

 

Учащиеся основной школы должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность, а учащиеся средней школы самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата, в том числе самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Новое поколение стандартов уточняет основные ориентиры современного образования: от предметоцентрированной модели образования к модели вариативного личностноцентрированного образования.

Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей)‏.


Разработчики ФГОС воплотили эти идеи в основных положениях нового стандарта. В большей степени эта идея воплощена в программе формирования УНИВЕСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Авторы стандарта говорят о совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться.

В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов должна быть осмыслена методическим объединением и внесены коррективы в методы преподавания, способы мониторинга и оценки результатов в соответствии с реализуемым УМК.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных — в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, формируются следующие блоки УУД:

·       Личностные УУД

·       Метапредметные УУД

·       Познавательные УУД

·       Коммуникативные УУД

·       Регулятивные УУД


Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий предлагаются в пособиях серии «Стандарты второго поколения», а также в психолого-педагогической литературе последних лет.

Важнейшим инструментом формирования УУД могут и должны стать современные образовательные технологии.

Современные образовательные технологии, такие как метод проектов, педагогические мастерские, «Дебаты», исследовательские и дискуссионные технологии, Кейс-метод, технология портфолио, построены на рефлексии, и в полной мере могут быть отнесены к технологиям определенного характера, технологиям по «обучению мышлению».  Они различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, одни в большей степени направлены на развитие творческого мышления, другие – на развитие коммуникативных способностей, но цели и конечный результат этих технологий можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных умений, направленных развитии способности к самообразованию, т.е. – на развитие рефлексивных способностей. Технологии рефлексивного характера, целью которых и конечным результатом является овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий.

Это технологии, которые мы определяем как метакогнитивные, рефлексивные, основанные на личностных механизмах мышления: осознание, самокритика, самооценка и т.д., формирующие интеллектуальные умения и уси­ливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности технологии, формирующие культуру мышления, его самостоятельность.

Данные технологии обучают не только общим способам познания, но и вооружают ученика и учителя отдельными приемами, механизмами, усиливающими рефлексивную деятельность.

Более подробно остановимся на технологии, которая, с нашей точки зрения, может усиливать рефлексивные механизмы, обучать рефлексии, технологически ее обеспечивать – технологию развития критического мышления.

 

Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

И основной путь к самообразованию – развитие критического рефлексивного мышления, обучение рефлексии, развитие когнитивных и метакогнитивных умений высокого уровня.

Достоинство технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям , ориентированным на развитие ученика и учителя в ее открытости, авторы технологии при ее создании опирались на современные методические приемы, разработки, используемые другими технологиями и подходами – дискуссионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма; разнообразные методические приемы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения учащихся. Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).

Концепция стандартов второго поколения пополняет известную терминологию «знания», «умения», «навыки», «компетенции» (основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей))‏ и предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных) действий, которые закладываются в школе, действий, обеспечивающих способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию         посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Учение и практики ищут пути формирования вышеназванных умений. Технология развития критического мышления – один из путей, способствующих их развитию.

Предлагаем вам систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).

Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:

                                           Кластеры.

                                           Таблица «Инсерт».

                                           Прием «Общее–уникальное».

                                           Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».

                                           Стратегия «Фишбон».

                                           «Бортовой журнал».

           Умение осознанного, «вдумчивого» чтения:

                                           «Инсерт».

                                           Дневники: двухчастный и трехчастный.

                                           Чтение с остановками.

                                           Стратегия «Идеал».

                                           Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

                                           Таблица «ПМИ» или «ПМ?».

                                           Таблица «Сравнение источников».

Умение формулировать и решать проблемы:

                                           Стратегия «Фишбон».

                                           Стратегия «Идеал».

Умение работать с понятиями:

                                                                                      Прием «Выглядит, как... Звучит, как ...»

                                           Синквейн.

                                           «Концептуальное колесо».

                                           Денотатный граф.

 Умение вести аргументированную дискуссию:

                                           Таблица «перекрестной дискуссии».

Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного:

                                           Синквейн.

                                           Кластеры.

                                           Эссе и другие приемы рефлексивного письма.

                                           Прием «Общее–уникальное».

                                           Сводная таблица.

                                           Рамка

                                           Двухрядный круглый стол.

Умения в области само- и взаимооценки:

                                           Лист взаимооценки.

                                           Парная письменная взаимооценка.

                                           Градация.

                                           Совокупная оценка.

Умение планировать собственную учебную деятельность:

                                           Таблица «Верные-неверные утверждения».

                                           Вопросы «Верите ли вы?».

                                           Кластеры.

                                           Портфолио.

Коммуникативные умения:

                                           Приемы парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и многие другие).

Этот список можно было бы продолжить. Как вы видите, каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

Муштавинская И.В., к.п.н.



[1] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008

Категория: Мои файлы | Добавил: Ёжик
Просмотров: 3891 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
1 Neenueheply  
0
перечитал весь блог, довольно неплохо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Статистика посещений

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz